bublgum | Дата: Суббота, 05.10.2013, 11:50 | Сообщение # 1 |
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Статус: Offline
| ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части ТЕМА: «Формы и методы воспитательной работы в истории Российской армии». Воспитательные цели: - воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству; - формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу. Учебные цели: - поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки; - формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества. Вопросы: 1. Воинское воспитание в русской армии. 2. Воспитательная работа в советский период. Дата: Время: 2 часа. Место: клуб, класс ВР. Метод проведения: лекция. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленных русских полководцев 18-19 веков. К ним по праву можно отнести Петра Первого, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы обучения и воспитания регулярной армии, подготовки офицерских кадров. В основу этой системы была положена идея необходимости защиты государя-императора, Отечества, соблюдения воинской чести и верности воинской присяге. Воспитание строилось с учетом «самобытности» русского солдата, национальных. религиозных, психологических особенностей и исторических традиций русского народа, приоритета идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развития их в новых условиях. Прогрессивные военные деятели России стремились создать, а в дальнейшем развить отечественную систему воспитания, активно используя прогрессивный зарубежный военный опыт, преломленный через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства. Во второй половине 19-начале 20 века теория и практика воспитания военнослужащих сложилась и органично вошла в стройную систему подготовки рядового и офицерского состава Русской армии. Военное воспитание организовывалось и проводилось на основе императорских указов, требований военной присяги и воинских уставов, приказов, распоряжений и циркуляров Военного министерства и главного управления вузов, инструкций, определяющих правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в частях и в военно-учебных заведениях, а также указаний, распоряжений, приказов командования каждой части, вуза и издаваемых ими инструкций, положений и правил. Целью воинского воспитания являлось формирование высоких нравственных качеств военнослужащих, укрепление их боевого духа, повышение боеспособности армии. Это определяло его содержание: оно включало в себя в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание, которые были органично связаны между собой и серьезно влияли на формирование личности. При этом каждая из них выполняла свои специфические функции, задачи, имела свои формы и методы воздействия на военнослужащих. вооружение подчиненных - развитие у военнослужащих - укрепление здоровья религиозности; военнослужащих; общенаучными и военными - воспитание сознательного - строевое обучение, знаниями; отношения к исполнению фехтование, верховая езда, воинского долга. гимнастика и т.д.
1. Основой воспитательного процесса в России являлось нравственное воспитание. Характерной особенностью нравственного воспитания русского воина являлось развитие религиозности, утверждение православной веры. Важнейшим направлением нравственного воспитания в Русской армии являлось также формирование у военнослужащих четкого понимания таких нравственных категорий как честь, ответственность, вера, верность присяге, воинская субординация и др., а также боевых качеств, необходимых настоящему воину (мужество, храбрость, стойкость, хладнокровие и др.) В содержание воспитания, кроме познания нравственно-боевых категорий и нравственно-служебных обязанностей, входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-эстетическое воспитание. Воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры в Бога, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т.д. основывалось прежде всего на нравственных началах. 2. Следующим важным элементом военного воспитания в дореволюционной России второй половины 19 – начала 20 века являлось умственное воспитание. Под ним понималась деятельность командиров и унтер-офицеров по вооружению нижних чинов необходимой суммой общенаучных и военных знаний, выработке у них умений и навыков для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и воинского долга по защите Отечества. Содержательная сторона умственного воспитания включала развитие у воинов умственных способностей, мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания, а также выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей. 3. Физическое воспитание в Русской армии носило практически-прикладной характер и связано было в основном с учебно-боевой деятельностью подразделений и частей. Оно включало в себя строевое обучение, фехтование, верховую езду, плавание, физический труд и , конечно, полевые занятия, учения. Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг воспитательных средств, выполнявших роль методов воспитания: 1) внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды); 2) воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания); 3) внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование) 2. Рождение в 1917 г. молодого Советского государства, его Вооруженных Сил потребовало иной системы воинского воспитания, отличной от существовавшей в Русской армии. У истоков ее создания стояли видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский и др. В первый послереволюционный период (1918 – 1922 гг.) происходило зарождение и становление системы воспитания воинов РККА. В начале Гражданской войны обучение и воспитание личного состава носило эпизодический и эмпирический характер. Ведущим методом воспитания выступало убеждение в сочетании с активным использованием таких методов, как личный пример, поощрение, агитация, просвещение, принуждение и др. В общей системе воспитательной работы (агитационно-пропагандистской), проводимой в войсках, особое внимание уделялось укреплению воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Этому способствовало утверждение в 1918 г. первой советской присяги. В воспитании личного состава РККА активно участвовали партийная и комсомольская организации, красноармейская общественность, которые сплачивали воинов, воспитывали их в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам. Во второй период (1923 – 1928 гг.) происходил дальнейший поиск форм и методов воспитания воинов, разрабатывались основы военной педагогики на основе марксистско-ленинской идеологии и классового подхода. Особенностью данного этапа являлось педагогическое обеспечение военной реформы 1924 -1925 гг., в ходе которой была введена смешанная система комплектования, ликвидирована текучесть кадров в частях и подразделениях, установлена четкая система прохождения военной службы, развернута военно-научная работа, войска обучались и жили по новым уставам. В итоге были созданы вполне боеспособные и благонадежные в политическом отношении армия и флот. В последующий период, вплоть до начала Великой Отечественной войны (1929 – 1941 гг.), воспитательная работа направлялась на поддержание устойчивого политико-морального состояния военнослужащих, мобилизацию их на овладение новыми образцами военной техники и оружия, изучение новых воинских уставов и наставлений, подготовленных с учетом боевого опыта, а также всемерное укрепление воинской дисциплины. Необходимо отметить, что чрезмерная идеологизация педагогической науки, недостаточное изучение и использование, а зачастую и отрицание передовой зарубежной военно-педагогической мысли и опыта воспитания в Русской армии, не могли не сказаться негативно на боевой подготовке войск, особенно накануне войны. В ходе ВОВ (19441 – 1945 гг.) первоочередное внимание было обращено на пересмотр, а в дальнейшем и на совершенствование системы воспитания бойцов и командиров армии и флота, ее организационной, содержательной и методической сторон. Ведущими формами воспитания личного состава являлись политинформации, беседы, митинги, читки газет, доведение сводок Совинформбюро, разъяснение приказов Верховного Главнокомандующего и обращений военных советов. Во все периоды войны слово, личный пример командира и политработника, коммуниста и комсомольца играли важную роль. Среди наиболее действенных форм воспитательной работы следует отметить такие, как проведение встреч с отличившимися воинами, обмен опытом представителей различных воинских специальностей, доведение обращений трудовых коллективов заводов и фабрик к воинам, выступления очевидцев немецко-фашистских злодеяний с демонстрацией обличительных документов и материалов, распространение газет, журналов и листовок. Большое место в воспитательной работе занимала пропаганда героического прошлого нашей Родины, ее народа. В войска были направлены темы лекций, докладов, бесед, а также специально подготовленное пособие «Героическое прошлое русского народа». В нем рассказывалось о боевых традициях, истории их возникновения, воинских ритуалах и символах, о великих победах русских полководцев А.Невского, Д.Донского, Д.Пожарского, А.Суворова, М.Кутузова и др. Послевоенный период (1946 – 1953 гг.) связан с переходом ВС на мирное положение, что обусловило перестройку форм и методов воспитательной работы, решение новых задач. Были разработаны учебные планы политических занятий, установлена единая форма подготовки руководителей групп – семинар, учрежден институт помощников руководителей групп политзанятий. При организации воспитательной работы обращалось внимание не на количество проведенных мероприятий, а на то, как она влияет на положение дел в подразделении. Коренное преобразование обучения и воспитания военнослужащих (1954 -1961гг.) было связано с появлением оружия массового поражения и осуществлением военно-технической революции. Был создан учебный фильм, который широко использовался как дидактическое средство для обучения военнослужащих действиям в ходе боевой подготовки и как воспитательное средство по морально-психологической подготовке к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения. В 70-е – 80-е годы, в период стратегического паритета между СССР и США, ускорился процесс обновления боевой техники и вооружения. Вводится институт прапорщиков и мичманов. Дальнейшее изменение в воспитательной работе происходили в условиях «перестройки» (1985-1991 гг.) В этот период в стране и в ВС происходило расширение гласности и демократии, что нашло отражение в усилении критики армейских порядков, в том числе содержания, форм и методов воспитательной работы. В ВС начались кардинальные изменения, которые переросли в последующем в военную реформу. В эти годы количественно и качественно изменился личный, по существу поменялись принципы воспитательной работы и ее содержание. Она постепенно освобождалась от чрезмерной идеологизации и однопартийной направленности. С распадом СССР завершился советский период в организации воспитательной работы в ВС. Таким образом, система воспитания в армии и на флоте прошла долгий и сложный путь своего становления и развития, в ходе которого постоянно совершенствовались формы и методы работы. Они изменялись в зависимости от социально-политической обстановки в стране, задач, решаемых ВС, а также с учетом достижений науки и передовой практики. Э то способствовало повышению ее эффективности и благотворно сказывалось на боеготовности войск.
|
|
| |