[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ОГП » Информирование » Дисциплина основа успеха
Дисциплина основа успеха
bublgumДата: Суббота, 05.10.2013, 15:52 | Сообщение # 1
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Награды: 4
Репутация: 32767
Статус: Offline
План-Конспект

ТЕМА: «Дисциплина основа успеха»

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.
В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение  конституционного долга.
Помочь слушателям осознать предназначение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, Министра обороны РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины,  раскрыть ее сущность и возрастающее значение в современных  условиях, нацелить слушателей на формирование у них высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам - такова цель занятия.

1. Сущность и  необходимость крепкой воинской дисциплины. 

Дисциплина - это сложное и многоплановое социальное явление.  Из  различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил  обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.
Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.
Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.
Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию. 
Воинская дисциплина, как этико-правовой институт, появилась с возникновением первого войска. Но идея дисциплины родилась не в армии, а в первобытной семье. Она вытекала  из факта старшинства отца-родоначальника, патриарха. Армия приспособила готовую идею к своим потребностям и дополнила ее недостающими элементами.
Прежде, чем раскрывать сущность воинской дисциплины и ее содержание, следует показать, что подходы к ее поняитю в истории изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В.Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В.Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма. М.И.Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал того, ”... кто повинуется и точно выполняет приказания”. Известный русский военный теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.
Без дисциплины  армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей. 
Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И на- оборот,  отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к  напрасным потерям и поражению.
Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ .
Статья первая Дисциплинарного устава гласит: " Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военно-служащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью,  устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля. 
Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.
Воинская дисциплина - одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.
Руководителю группы следует обратить внимание слушателей на объективные факторы возрастания роли дисциплины в современных условиях. Среди них:
Во-первых, социальная значимость ратного труда военнослужащих. "Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.” - говорится в законе Российской Федерации "Об обороне”
Во-вторых, поступление на вооружение войск новейших видов оружия, прежде всего ядерного и высокоточного, требует от каждого военнослужащего высочайшей четкости и слаженных действий;
В-третьих, усложняется содержание воинской деятельности в нелегких современных экономических условиях страны;
В-четвертых, это международный фактор, связанный с основными вызовами и угрозами национальной безопасности России. 
Подчеркивая значение совокупных действий указанных факторов возрастания роли воинской дисциплины, руководитель занятия акцентирует внимание слушателей на выводы о том, что крепкая воинская дисциплина и дисциплинированность воинов являются объективной необходимостью для Вооруженных Сил, основной их высокой боеготовности и обеспечивают нормальную жизнедеятельность армии, укрепление обороноспособности и безопасности государства.
В заключение рассмотрения первого вопроса следует сделать вывод, что в сущности и требованиях воинской дисциплины выражается воля народа, что ее безупречное выполнение является обязанностью и священным долгом каждого воина.

2. Основные слагаемые дисциплинированности воина. 

Приступая к изложению второго вопроса руководитель группы в ходе занятий подробно рассматривает текст Воен-ной присяги, Закон Российской Федерации " О статусе военнослужащих " ( его 3 раздел " Обязанности военнослужащих "), доводит до слушателей  требования воинской дисциплины к каждому военнослужащему, изложенные в статьях 1,2,3 и 4 Дисциплинарного устава.
Руководитель группы акцентирует внимание слушателей на обязанностях по соблюдению требований воинской дисциплины и подчеркивает, что она основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству.
Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.
Из чего слагается дисциплинированность воина?
1. Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах. 
Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта,  умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием  вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления. 
2. Руководитель подчеркивает, что сегодня понятие "дисциплинированный” связывают с понятием "грамотный”, "знающий”, "умелый”.  Знания, навыки, умения и привычки не только подкрепляют собой дисциплинированность, исполни-тельность и одновременно принимают на себя часть их функций.
Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения,  умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.
Руководителю нужно далее показать, что в напряженной и опасной  обстановке у воина, обладающего  высоким мастерством, сохраняется тот уровень  умений и навыков, который необходим  для выполнения соответствующих действий. И наоборот, пока знания, умения и навыки воина находятся на низком уровне, всегда вероятно , что в сложной обстановке боя они будут разрушены и у воина появятся черты недисциплинированности,  неисполнительности, паники.  Поэтому точный и быстрый расчет, глубокое знание техники, уверенность в ней делают воина дисциплинированным и исполнительным в любых условиях учебы и боя. 
3. Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего - через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.
 Убеждения - важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал "... дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение ... найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.” 
4. Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание,  ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту  составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.
Здесь руководителю группы необходимо привести примеры  высокой дисциплинированности военнослужащих в Афганистане, Чечне,  Таджикистане и других "горячих” точках. 
Высокие нравственные качества служат предпосылкой  формирования дисциплинированности воина, а отдельные  из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).
Развертывая дискуссию, руководитель может сказать, что иногда некоторые воины, рассуждая о героизме , мужестве приводят факты, что вовсе не передовики - отличники, не " тихие " и исполнительные и дисциплинированные воины в решающий момент показывают  высокие морально-боевые качества. Затем руководитель просит  высказаться одного - двух слушателей по данному суждению.
Подводя итог дискуссии, следует сказать, что ссылки на геройство и удаль "лихих воинов” недостоверны. Они  отражают исключения из правил. Нельзя, конечно, полностью отрицать возможность того , что воины, не отличающиеся дисциплинированностью, в определенных условиях способны совершить верный и храбрый поступок. Даже самый нерадивый воин не лишен способности к смелому действию.
Необходимо показать разницу между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплиной как внутренним качеством человека, выражающимся в потребности действовать в интересах выполнения учебной и боевой задачи. Дисциплинированность - это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать как этого требуют конкретные условия.
Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях. 
Каждый поступок - нравственный и безнравственный - имеет свой  мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.  
Руководителю занятий здесь уместно сравнить акт насилия над сознанием личности - действия в годы второй миро-вой войны японских летчиков - камикадзе, у которых в качестве мотивов поступка выступают фанатическая вера в божественную миссию императора, и сознательное самопожертвование  во имя свободы и независимости Родины советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Здесь уместно привести слова из письма к сыну известного героя Великой Отечественной войны капитана Масловского, которое было написано перед уходом на задание: " Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь... Отказываться от такого задания я не собирался, наоборот, горю в желанием... скорее приступить к его выполнению. В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ.  Одним из первых вопросов будет такой: какие силы помогут мне совершить мужественный поступок?  Воинская дисциплина и патриотический долг. Правильно говорят: "От дисциплины до героизма - один шаг.”
Руководитель поступит методически правильно, если в ходе занятий зачитает некоторые письма фронтовиков, поинтересуется, какие чувства они вызвали у слушателей. (Для этой цели хорошо использовать книги "Великая Отечественная в письмах. М.: Политиздат, 1983; Езерский Ф.С., Федоров В.И. Письмо с фронта Л.: Лениздат, 1986).
Завершая эту часть рассказа о мотивах и поступках, руководитель подчеркивает, что готовность к подобным действиям всегда сродни исполнительности и дисциплинированности. Мотивом поступка и будет являться проявление дисциплины, не знающей уступок и компромиссов. Это проявление осознанной, внутренне принятой воином необходимости повиноваться долгу, приказу, уставу.
Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества ( целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание ) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины    имеют своей причиной  недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля - это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в  их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.
Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.
Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов - самовоспитание и само-дисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д. 
Говоря о сути воинской чести и доблести важно раскрыть, в чем конкретно она выражается. Руководителю следует прежде всего остановиться на осознании самими воинами высокой социальной ценности, нужности и важности самоотверженного выполнения воинского долга, выполнение которого и конкретизирует честь. ( см. ст. 24 Закона " О статусе военно-служащих” ) Раскрывая воинскую честь и как вежливое и уважительное отношение  военнослужащих друг к другу, руководитель останавливается на рассмотрении ст.64 и 67 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. 
Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: " Исполнительность - душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает  точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях. 
В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности военнослужащих  своего коллектива, сделать вывод по второму вопросу и отметить, что в дисциплинированности как важнейшем качестве личности воина выражаются многие качества личности и устойчивые черты характера воина, которые и проявляются в действиях, направленных на выполнение требований воинской дисциплины.
 Завершает тему руководитель выводом:  крепкая воинская дисциплина - основа высокой боевой готовности , порядка и организованности Российских Вооруженных Сил . Задача всех командиров    ( начальников)  и всего личного состава - вырабатывать крепкую воинскую дисциплину.

Методические рекомендации по организации занятий.
1. Накануне занятий по данной теме в подразделениях проводится подготовительная работа: 
- в часы самостоятельной работы организуется разъяснение слушателям  обязанностей и прав военнослужащих, за-конов  " Об обороне”, " О  статусе военнослужащих”, "О воинской обязанности и военной службе”, текста военной присяги; 
- готовятся наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной  теме, выпуски стенной печати, где рассказывается о лучших воинах, отличниках учебы;
- организуется просмотром художественных фильмов ( или подобранных кадров из них) - " Живые и мертвые " , "Аты-баты шли солдаты”, " Солдаты”, " Горячий снег”, " На войне ,как на войне”, " Секретный фарватер” и другие , а также хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов " Всегда быть начеку”, " Присяга Родине”, " Закон о священном долге” и другие;
- проводятся культпоходы в музеи, выезды к памятникам местам боевой славы.
2.  Помощник руководителя групп занятий поручает слушателям: 
а) проанализировать состояние дисциплины в своем коллективе и выступить с предложениями по ее укреплению, предотвращению дисциплинарных проступков в подразделении;
б) охарактеризовать морально-боевые качества друг друга;
в) подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры дисциплинированности военнослужащих в годы Великой Отечественной и других войн; 
г) подобрать пословицы и поговорки, посвященные дисциплине и дисциплинированности;
3. В ходе занятий было бы хорошо организовать выступления  ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также  отличников учебы. 
4. В часы беседы рекомендуется обсудить вопросы:
- сущность воинской дисциплины и требований предъявляемых к военнослужащим; 
- почему воинская дисциплина является основой боевой готовности ?                                  
- чем обусловлено возрастания воинской дисциплины?
- что такое дисциплинированность и исполнительность и почему они есть важнейшие качества личности воина?
- какие, на ваш взгляд, имеются неиспользованные резервы  в подразделении по формированию дисциплинированности у воинов?
- в чем вы видите проявление дисциплинированности в повседневной жизни и в экстремальных условиях.
 
Форум » ОГП » Информирование » Дисциплина основа успеха
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: