[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ОГП » Информирование » Воинская дисциплина и честь солдата
Воинская дисциплина и честь солдата
bublgumДата: Суббота, 05.10.2013, 13:31 | Сообщение # 1
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Награды: 4
Репутация: 32767
Статус: Offline
План-Конспект

ТЕМА: «Воинская дисциплина и честь солдата».

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ
Среди многочисленных факторов совершенствования Вооруженных Сил РФ,повышения их боевой готовности первостепенное место отводится укреплению воинской дисциплины, которая представляет собой сложное и многогранное явление.Различные его стороны исследуются представителями ряда наук-философами,социологами,психологами,педагогами и другими.
В целом дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения,порядку деятельности и отношений,установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы(коллектива).
Отечественная история богата пословицами и афоризмами о роли и значении дисциплины в ратном труде."Сила армии-в дисциплине","Дисциплина-против   беспорядка  плотина","Дисциплина-могучая
сила","Дисциплина-залог победы","Дисциплину держать-значит побеждать"-вот только некоторые из многих.Воспевалась дисциплина и в народных былинах,рассказах,в трудах талантливых педагогов и в художественных произведениях.
А вот как оценивали значение воинской дисциплины видные полководцы.Еще в ХVIII веке маршал Саксонский говорил:"Если дисциплина не установлена мудро и не соблюдается с непоколебимой твердостью,на войска нельзя положиться:они обращаются в подлую толпу,более опасную государству,чем даже неприятель".Великий русский полководец генералиссимус А.В.Суворов неоднократно повторял,что"дисциплина-мать победы".А известный русский военный теоретик и педагог генерал от инфантерии М.И.Драгомиров в требованиях к солдату на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность.
В чем же состоит сущность воинской дисциплины? Отвечая на данный вопрос,следует сделать небольшой исторический экскурс и показать этапы изменения подходов к пониманию дисциплины и ее сущности.В"Поучениях Мономаха"сущность дисциплины трактуется так:"...при старших молчать,мудрых слушать,старейшим повиноваться,с равными и младшими в любви пребывать".
Петр I видел смысл дисциплины в том,чтобы "покорным и послушным быть по своей должности,и все пункты сего артикула право исполнять,и всякому особо высокого и низкого чина без всякого изъятия нам, ко государю своему присягу чинить в том, дабы им верно, честно, с доброй охотой себя содержать..."
Известный русский военный деятель генерал М.И.Драгомиров в понятие воинской дисциплины включал:"совокупность нравственных, 
физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и
солдаты всех степеней отвечали своему предназначению".Современный
Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).Так записано и в статье первой Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Причем дисциплина не ущемляет прав личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками.Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих воинскую службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Личность воина можно рассматривать как совокупность черт, способствующих ему выполнять свое предназначение-защищать Отечество и отличающих его от представителей других социальных групп. К ним можно отнести:
-верность воинскому долгу,присяге,своей Родине;
-социальную активность;
-трудолюбие и деловитость;
-бережное отношение к боевой технике и оружию;
-исполнительность и дисциплинированность;
-коллективизм,войсковое товарищество и другие.
Каждая из перечисленных черт несет большую социальную нагрузку,и все они важны. Тем не менее следует подчеркнуть:исполнительность и дисциплинированность воинов являются теми качествами,которые воедино скрепляют их помыслы,волю и дела.
Необходимо разъяснить,что дисциплина и  дисциплинированность 
не одно  и  тоже.Воинская  дисциплина  характеризует и определяет
должностные и личностные отношения между военнослужащими,а  также
воинскими коллективами.Носителем ее является конкретный человек-солдат,матрос,офицер.Находит же свое выражение она в дисциплинированности воина и непосредственно связана с качествами его личности.
Что же такое дисциплинированность? Устойчивая привычка строго и точно исполнять законы и уставные требования.  не случайно в народе говорят:"Привычка-вторая натура".И это подтверждает жизнь.В данном случае  по  мере привыкания воина вести себя дисциплинированно у него  формируется  устойчивая  привычка,то  есть  не  что иное,как черта  его  личности.Итак,дисциплинированность-это черта личности воина,характеризующая его служебную деятельность и поведение в соответствии с требованиями воинской дисциплины.
Из этих рассуждений хорошо просматривается соотношение дисциплины и дисциплинированности,или,как говорят философы,их диалектика. Она  проявляется  в том,что дисциплинированность является и
условием соблюдения требований дисциплины,и в то же время ее результатом.
А что означает исполнительность? По своей сути это понятие,близко к дисциплинированности.Употребляется оно как самостоятельное с целью конкретизировать безоговорочное и точное исполнение подчиненным приказа или распоряжения командира(начальника).Народные пословицы гласят:"Исполнительность воина славит","Исполнительность душа военной службы".Ярким выражением исполнительности,повиновения является точное,беспрекословное,своевременное выполнение воинами приказов командиров,своих обязанностей,воинского долга даже в экстремальных условиях.Суть исполни- 
тельности,повиновения как необходимых условий победы над врагом убедительно раскрыта в повести А.Бека "Волоколамское шоссе".Командир батальона Панфиловской дивизии Бауржан Мамышулы,обращаясь к молодым бойцам,говорил:"Вчера вы были людьми разных профессий,разного достатка,вчера среди вас были и рядовые колхозники,и директора.С сегодняшнего дня вы бойцы и младшие командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии.А я ваш командир.Я приказываю,вы подчиняетесь.Я диктую свою волю,вы выполняете ее...Вчера вы могли спорить с начальником,вчера вы имели право обсуждать:правильно ли он сказал,законно ли он поступил.С сегодняшнего дня у вас один закон-приказ командира...Воинский порядок суров,но этим держится армия".
Крепка дисциплина только там,где воины понимают ее необходимость,чувствуют ответственность за выполнение своего конституционного долга.Это чувство,как говорил А.С.Макаренко,"воспитывается с наибольшим трудом,но зато,когда оно воспитано,оно творит чудеса".
Значение исполнительности и дисциплинированности воинов желательно проиллюстрировать примерами службы солдат своего подразделения.
II
Раскрывая содержание второго вопроса,руководителю группы целесообразно привлечь внимание слушателей к военной присяге,к положениям III раздела Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" ("Обязанности военнослужащих")и подробно рассмотреть их в ходе занятий.Рекомендуется также довести до воинов требования воинской дисциплины к  каждому  военнослужащему,изложенные  в
статьях 1,2,3,4 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
Формирование у солдат исполнительности и дисциплинированности можно определить как сложный процесс взаимодействия воинов с объективными для них армейскими условиями,в результате которого они приобретают знания,умения и навыки дисциплинированного поведения.
Механизм формирования у воинов исполнительности и дисциплинированности заложен в исполнении ими социальной роли защитника Отечества.Однако сама по себе эта социальная роль еще не определяет поведения военнослужащих,а следовательно,и проявления его социальных качеств.Она должна быть усвоена и внутренне принята,поскольку личность воина характеризуется не только тем,что он делает,но и тем,как он это делает.Что в итоге зависит от его отношения к своей роли.
Что же определяет это отношения?
Во-первых,система ценностей,которая в структуре личности является своего рода центром,дающим жизненную направленность поведения и обуславливающим принятие решений по многим важным вопросам. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт человека,проявляется его зрелость.Дисциплинированное поведение воина связано с проявлением таких его высоких моральных качеств,как долг,честь,совесть,патриотизм,любовь к Отечеству и своему народу,товарищество,коллективизм,взаимопомощь,и т.д.
Очень хорошо,на наш взгляд,сказано было о воинской чести в одной из статей"Военного журнала",издаваемого во время Отечественной войны 1812 года.И хотя цитата длинновата,надеемся,читатель оценит ее по достоинству."...Солдат-слово чужеземное,по-русски-воин, ратник,меченосец,оруженосец.Сим  именем  называются   не
только рядовые,но все офицеры и генералы,тем правильнее,что слово
воин,или по-чужеземному солдат,приличествует каждому чину с оружием в войске служащему.Солдат...никогда не должен роптать на свою участь,но всегда радоваться,что Провидение избрало его на такой подвиг,который целое Отечество почитает достохвальным,и тем еще доскональнейшим,когда при точном исполнении его долга он не забывает и общих для всех людей,всех состояний правил,то есть:...любить Отечество,в котором произошел на свет,возрос и воспитан...наблюдает ко всем вежливость,которая приобретает взаимное от других внимание,презирает людей сварливых,клеветников,обманщиков и сквернословов,как недостойных общества человеческого;отвращается от пьянства,как порока самого скаредного,влекущего за собой бедность,болезни и безвременную смерть;избегает разорять,истреблять,обкрадывать или насильно отнимать чужие имущества и селения не только в своих,но и в неприятельских землях..."Этим исторически сложившимся правилам русский солдат следовал всегда.
Во-вторых,система мотив.Она есть у всех воинов,но у каждого из них - свое содержание и соотношение различных форм мотивации.В процессе индивидуального развития личности происходит становление
мотивов,их последовательный переход от  простых  форм  к  сложным
и,наконец,их объединение в систему.Мотивы по своей сущности бывают разные.Взять,например,случаи,когда воины идут на самопожертвование.Что ими движет,чем они руководствуются?Всему миру известен подвиг,совершенный рядовым Александром Матросовым в феврале 1943 года.В бою,чтобы обеспечить продвижение роты и не допустить гибели многих боевых товарищей,он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.Подобных подвигов за время Великой Отечественной войны совершено более 500.Патриотизм,верность своему конституционному и воинскому долгу,стремление приблизить победу даже порой ценою самопожертвованию-вот высокие мотивы героизма.Наши солдаты проявили лучшие морально-боевые и нравственные качества,выполняя свой воинский долг в Афганистане,в ходе решения миротворческих задач в соответствии с международными обязательствами нашей страны.Образцы мужества,героизма и профессиональной выучки показали российские воины при восстановлении конституционного порядка в Чечне.
В-третьих,престиж роли военнослужащего,ее авторитетность.К великому сожалению,в стране падает престиж военной службы.Сложившуюся ситуацию логически трудно объяснить.Привычный и в меру устойчивый порядок вещей порушен.Армию тоже зацепили "вселенские болячки":неплатежи,тупики финансовые,устаревающая боевая техника,некомплект личного состава.Этот ряд можно продолжить.НО повода для паники нет.Синусоида постепенно выравнивается.Армия всегда являла собой,несмотря на катаклизмы и потрясения,символ духовности,чести,выдержки.Она оплот державы,гарант стабильности и целостности государства,олицетворение его национального достоинства и мощи.В Вооруженных Сил России большинство тех,кто не пасует перед трудностями,с честью выполняют свой воинской долг.В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Б.Н.Ельцин отметил,что подавляющее большинство российских военнослужащих,выполняя поставленные задачи,проявляет лучшие воинские качества.Он обратил особое внимание на необходимость укрепления Вооруженных Сил,принятия решительных мер по их реорганизации с учетом реальных проблем обеспечения национальной безопасности 
России и исходя из экономических и демографических возможностей страны.Президент подчеркнул,что необходимо повысить их техническую оснащенность,улучшить обеспечение,вывести оперативную и боевую подготовку на уровень современных требований.
Реализация планируемых мер в области обороны станет основой создания высоко боеспособной армии Российской Федерации-относительно немногочисленной,достаточно укомплектованной личным составом и современным вооружением,социально защищенной.
В-четвертых,в целом морально-психологическое состояние личности воина,его психологическая устойчивость.В ходе операции по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике мы еще раз убедились в исключительной значимости морально-психологического фактора,определяющего готовность личного состава к ведению боевых действий.В очередной раз подтвердилась известная истина:исход сражения в конечном счете решает человек.Если напрочь отсутствует крепкая воля,нравственный стержень-это уже не воин.И как поведет в минуту опасности "вещь в себе",не предсказать.Напомним суровые,но точные слова поэта-фронтовика:"Когда на смерть идут-поют,а перед этим можно плакать..."Если воин переборол страхи,сомнения,умеет сражаться и нацелен на победу,то успех в бою обеспечен.
В канун 50-летия Великой Победы в праздничном Указе Президента Российской Федерации отмечено:"Воины России стойко выполняют свой долг перед Родиной,а в экстремальных условиях демонстрируют образцы героизма и мужества.Граждане России могут быть уверены- военнослужащий Российской армии готовы защищать Отечество столь же самоотверженно,как это делали в годы Великой Отечественной войны их отцы,деды и прадеды".Это говорит о том,что армия 
формирует у юношей качества,необходимые воину,в том числе исполнительность и дисциплинированность.
Какие факторы обуславливают формирование у военнослужащих этих качеств?
Прежде всего-сам уклад воинской службы,образ жизни воинов.Это,во-первых,твердое знание уставных обязанностей,непрерывное совершенствование военно-профессиональной подготовки,отличное владение боевой техникой и оружием,соблюдение распорядка дня,высокая организованность,внутреннее желание исполнить свой конституционный долг честно,даже перед лицом смертельной опасности.
Во-вторых,соблюдение суббординации.Она предполагает служебное подчинение младших старшим,нижестоящих органов вышестоящим и является воплощением основного принципа строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил-единоначалия.Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу,содействовать командирам(начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины(см.статью 16 Устава внутренней службы ВС РФ)
Вообще для русско-славянского "способа воевания"всегда были характерны физическая,организационная слитность командиров с подчиненными и их духовное единение."Веди нас,княже",-говорила дружина,обращаясь к князю в "Слово о полку Игореве".В кольчуге и шлеме ратника и в общих рядах шел в бой Дмитрий Донской.Князь Пожарский лишь потому обессмертил свое имя,что сумел быть не только во главе,но и вместе с народом.Вчитайтесь в строки из приказа командира корпуса генерал-лейтенанта А.Е.Снесарева (к тому же известного ученого-публициста) накануне знаменитого Брусиловского прорыва:"Солдаты! Завтра чуть свет гром пушек возвестит начало наступления.Я вместе с вами буду в передовой траншее..."И таковых 
примеров и в нашей истории,и сейчас великое множество.Не случайно
основным методом воспитания у военнослужащих русской армии высокой дисциплинированности всегда являлось убеждение.
В-третьих,дисциплина воинского коллектива.Еще Д.А.Фурманов отмечал,что "без дисциплины нет коллектива,без коллектива нет организации".Это тем более актуально сейчас,когда боевая техника и оружие стали коллективными.Ведь сам характер современной войны,и не только он,а в сущности вся воинская деятельность требуют предельно согласованных действий военнослужащих,человеческого взаимопонимания и взаимной ответственности.
В завершение рассмотрения темы занятия предлагаем несколько методических рекомендаций руководителям групп.
Полезно поручить двум-трем наиболее подготовленным слушателям проанализировать состояние воинской дисциплины в своем взводе,отделении (расчете).Сообща поискать ответы на вопросы:что надо делать для укрепления дисциплины и предотвращения нарушений в своем подразделении?
Можно предложить нескольким военнослужащим (в том числе и допустившим дисциплинарные проступки) охарактеризовать морально-нравственные качества друг друга.
Будет полезным, если слушатели при подготовке к занятиям подберут из художественной и военно-мемуарной литературы, просмотренных кинофильмов, периодической печати, из рубрики журнала "Ориентир"" Они сражались по-геройски " яркие примеры высокой дисциплинированности воинов при выполнении боевых задач в Великой Отечественной войне и в Афганистане, в ходе операции по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике.
 
Форум » ОГП » Информирование » Воинская дисциплина и честь солдата
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: