[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ОГП » ОГП » Основные положения Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ
Основные положения Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ
bublgumДата: Суббота, 05.10.2013, 11:09 | Сообщение # 1
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Награды: 4
Репутация: 32767
Статус: Offline
ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с офицерским составом 

ТЕМА: «Основные положения Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ».

Дата проведения: 
Цель занятия: Довести  до слушателей требования общевоинских уставов ВС РФ, министра обороны к
младшим командирам по воспитанию подчиненных.
Место проведения: комната досуга
Время проведения: 2 час.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Многими  качествами  должен  обладать  офицер.  Это  умение подчинить своей воле
людей  и  мобилизовать их на выполнение трудных задач, предвидеть ход событий, в
любых   условиях   и  в  ограниченное  время  принимать  ответственные  решения,
проявлять  инициативу,  идти  на  разумный  риск.  Для  этого необходимо твердое
знание  принципов  и  методов  воинского  воспитания, основ военной педагогики и
психологии,  умелое  применение  их  на  практике.  Изучение офицером психологии
подчиненного   ему  воинского  коллектива  позволит  успешно  решать  задачи  по
управлению личным составом.
Для   решения  задач  руководства,  воспитания,  обучения  офицеру  важно  знать
психологию  коллектива:  настроения, мнения, интересы, взаимоотношения, присущие
отдельным группам подчиненных и подразделению в целом.
Военная служба –дело  коллективное. Молодые люди, придя на службу, направляются в подразделения,
в  составе  которых  они  занимают то или иное положение, выполняют определенные
обязанности.   Перед   ними   ставятся   задачи,   выполнение   которых  требует
взаимодействия,  четкой  совместной  работы.  Хотя  воины  имеют  индивидуальные
особенности,  отличаются  друг  от  друга,  однако объединение их для совместной
деятельности  порождает  общие  психические  явления:  эмоциональную атмосферу в
подразделении,  общие  интересы, чувства, традиции, обычаи, симпатии, антипатии,
авторитеты и т.д.
Каждому  офицеру  надо  считаться  с  тем,  что возникающая и существующая в его
подразделении   своеобразная   психологическая  атмосфера,  нравственный  климат
оказывают   большое  влияние  на  эффективность  общей  деятельности,  состояние
воинской  дисциплины  и  личность  военнослужащих. Трения, конфликты, нездоровые
мнения,   подавленное   настроение,   психологическая   несовместимость  снижают
результаты  деятельности  любого  коллектива.  Поэтому  без  знания особенностей
воинского  коллектива  трудно  влиять  на  него,  использовать  его  в интересах
службы.
Коллектив – это особое объединение людей, отличительными признаками которого являются:
Организация,  наличие  органов управления, руководства. Без этого нет и не может
быть коллектива.
Общественно  значимая  цель  деятельности,  которая  сплачивает, направляет волю
людей.
Относительная устойчивость и продолжительность совместного существования.
Определенный уровень сплоченности и дисциплины.
Таким  образом,  коллектив,  как высшая форма объединения людей, характеризуется
организованностью,   сплоченностью,  общественно  значимой  целью  деятельности,
относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.
Воинский  коллектив имеет ряд особенностей. Главная из них состоит в том, что он
предназначен  для  вооруженной  защиты  Отечества.  Высокая готовность воинского
коллектива к успешной и самоотверженной боевой деятельности– показатель его зрелости, силы и уровня развития.
Воинский  коллектив  отличается  от  трудового,  спортивного  и  других тем, что
средствами  его  деятельности  являются боевая техника и оружие, которые требуют
совместных и согласованных действий, высокой боевой выучки и дисциплины.
Кроме  того,  все  виды  его  деятельности  (боевая подготовка, несение службы и
т.д.) четко регламентированы.
Вся  деятельность  военнослужащих,  их взаимоотношения строятся в соответствии с
требованиями  воинских уставов, наставлений и приказов командиров и начальников.
Межличностные  отношения  подчинения  и  соподчинения устанавливаются в воинском
коллективе на основе принципа единоначалия и строгой субординации.
Особенностью   воинского   коллектива   являются   относительная   стабильность,
длительность  и  непрерывность  общения  и  взаимодействия  всех его членов. Эта
особенность   создает   благоприятные   предпосылки   для   целеустремленного  и
планомерного   воздействия   коллектива   на   личность,   содействует  усилению
спаянности, дисциплины и боевой выучки воинского коллектива.
Будучи  разнородным,  по  социальному  и  национальному  составу,  по  возрасту,
общеобразовательному  и  военному  уровню воинов, их жизненному опыту, семейному
положению,  воинский  коллектив включает постоянный состав офицеров, прапорщиков
и  военнослужащих  по  контракту.  Кроме  того,  в  него включается и переменный
состав, военнослужащие по призыву.
Специфической  особенностью  воинского  коллектива  является его однородность по
полу  и  возрасту  военнослужащих  по призыву. В своем большинстве он состоит из
молодых   людей,  находящихся  в  стадии  возмужания  и  активного  формирования
личности.
Воинскому  коллективу  присущи  организованность,  прочность  и  сплоченность. В
своей  совокупности  эти  черты  выражают  морально-психологическое  единство  и
воинскую  дисциплину.  В основе этих черт лежат реально существующие отношения и
связи  между воинами. Они опираются на высокие морально-боевые и психологические
качества  воинов,  на  убеждения  и  взгляды,  взаимопомощь  и взаимоподдержку в
решении  общеколлективных и индивидуальных задач. Организованность, сплоченность
и  прочность  коллектива  характеризуются высокой его готовностью и способностью
успешно выполнять поставленные задачи как в мирное, так и в военное время.
Они   ярко   проявляются   в   трудных  и  быстро  изменяющихся  обстоятельствах
деятельности  (учения,  походы, боевые стрельбы и т.д.), а также в положительном
решении коллективных и межколлективных вопросов.
Организованность, прочность и сплоченность воинских коллективов – залог гибкого и твердого руководства подразделениями.
Результат  деятельности коллектива зависит от согласованной работы всего личного
состава.   Поэтому   каждое  подразделение  должно  быть  сплоченным,  четким  и
слаженным  боевым  организмом,  иметь  высокий  боевой дух, хорошее руководство,
единство  мышления,  психологическую  готовность  к  действиям  в  самых сложных
условиях.
2
Работа   командира   в   воинском  коллективе  невозможна  без  опоры  на  актив
подразделения.  Командир  должен  подбирать  актив,  работать  с  ним, учитывать
мнение активистов. Но как?
В  коллективе люди находятся в постоянном взаимодействии, в постоянном контакте,
между  ними  устанавливаются  определенные  связи.  И  роли,  и  функции  членов
коллектива  при  этом  далеко  не  одинаковы.  В  каждом  коллективе есть воины,
которые  лучше и глубже, чем другие, осознают всю сложность задач, стоящих перед
подразделением,  понимают  объективные  причины  трудностей  и  необходимость их
преодоления.  Их  суждения  вполне  зрелые,  если  не  во  всех отношениях, то в
главном.
В  каждом  подразделении,  как  правило,  есть свои остряк и балагур, у него для
каждого  случая  имеются в запасе смешная история, поговорка, шутка, он часто не
преследует  далеко  идущих целей, а просто получает личное удовлетворение, когда
товарищи  смеются  и он тому причина. Есть свой скептик, которому все немного не
нравится. Но, пожалуй, самые неприятные и нежелательные люди в коллективе–это  равнодушные,  которым  все  безразлично  и  безрадостно,  их  не трогают ни
проблемы,  ни  заботы.  У  каждого члена коллектива есть свой социальный статус,
каждый  выполняет  свою  функцию.  У наиболее влиятельных есть свои приверженцы,
которые  видят в них некий пример для подражания и тянутся к ним. Таким образом,
происходит  концентрация  внутриколлективных  связей, и это процесс объективный.
Любому  командиру  небезразлично,  вокруг  кого  идет эта концентрация, на какой
почве и на какой основе.
Вот отсюда и вытекает одна из важнейших социальных задач актива –стать  ядром  коллектива,  примером  во  всех  вопросах  жизни  и  боевой работы
подразделения.  Задача  эта непростая. И коль скоро формирование ядра коллектива
явление  объективное,  следовательно,  этот  процесс  должен  быть  управляем со
стороны  командира. В противном случае трудно с абсолютной уверенностью сказать,
какая  направленность  у этого ядра: будет ли оно помощником командира или ему в
своей  работе  придется, кроме всего прочего, преодолевать еще и противодействие
такого центра.
Как подбирать актив, по каким признакам, каким требованиям должен он отвечать?
К  сожалению,  не  каждый  командир  может  дать  правильные  ответы,  хотя  все
понимают,   что   это   должны  быть  лучшие  военнослужащие,  отличники  боевой
подготовки, наиболее сознательные и подготовленные.
Актив –это   ядро.   Принадлежность   к   активу   налагает   на   солдата   повышенную
ответственность.  Командир  периодически  проводит с активом беседы, отслеживает
их  мнения,  пожелания.  Активист,  прежде  всего,  должен обладать авторитетом.
Следовательно, авторитет–это  важнейший  аргумент  при  подборе  активиста. Однако один человек не всегда
может  быть  авторитетом  во  всех  сферах  жизни. Значит, авторитетность одного
активиста  должна  дополняться  авторитетностью  другого.  Разумеется,  при этом
необходимы  слаженность  и  сплоченность  самого актива, а не противопоставление
друг другу.
Командиры  в  своей  практической  работе  замечают, что в коллективе существуют
какие-то  внутренние  силы,  проявляющие  себя иногда достаточно активно. Кто из
командиров   не   сталкивался   с  таким  явлением:  отдал  распоряжение,  подал
подразделению  какую-то идею и чувствуешь, что она подхвачена, ею зажглись люди,
эта  идея  оживленно  обсуждается, тебе что-то предлагают, спрашивают, как лучше
сделать.   Тебе   помогают.  И  даже  если  не  сразу  видишь  своих  конкретных
помощников,  то результат их работы ощущается достаточно хорошо. Бывает и другая
ситуация.   Казалось  бы,  все  рассказал,  четко  поставил  задачу,  а  для  её
реализации  все время приходится прикладывать волевые усилия, словно тебе кто-то
противодействует,  мешает. И ты, как руководитель, отчетливо ощущаешь инертность
подчиненных,  идеи  твои  вязнут  как в трясине, приходится повторять, уточнять,
всё время подталкивать.
Кто  же  они,  эти  союзники,  помощники  и  те,  с  которыми  приходится  вести
невыраженное,   часто   скрытое  противоборство?  Ясно  одно:  их  нужно  знать,
учитывать,  уметь  управлять  ими  и  подчинять их своему влиянию, тем более что
такое противодействие бывает неумышленным и неосознанным.
Коллектив –это  не  просто  объединение  людей,  внутри него постоянно функционируют подчас
довольно  сложные  связи, взаимоотношения, влияния. Да и люди разные. Отличаются
по   характеру,  убеждениям,  по  взглядам,  привычкам,  вкусам,  уровню  личных
притязаний, самооценке и многим другим качествам.
Разумеется,   каждый   военнослужащий   в   подразделении  свои  личные  цели  и
стремления,  как  правило, подчиняет интересам коллектива, тем большим и сложным
задачам,  которые  стоят  перед  подразделением.  Но не только этим живут воины.
Среди военнослужащих формируются микрогруппы.
Микрогруппы  можно  классифицировать  по  различным  признакам: по основанию для
объединения    (интересы,    увлечения,   специальность),   по   месту   призыва
(землячество),  по срокам призыва; по направленности (положительно направленные,
отрицательно  направленные);  по  устойчивости  и  силе  внутригрупповых  связей
(устойчивые, как правило, положительной направленности, временные–чаще  либо нейтральные, либо отрицательно направленные). Наряду с положительными
и  отрицательными  микрогруппами  могут  существовать микрогруппы с невыраженной
направленностью  (нейтральные),  которые  при определенных обстоятельствах могут
занимать неправильную позицию по каким-то вопросам.
Было  бы  преувеличением  говорить,  что  в подразделении все четко расписаны по
микрогруппам.  Командир  обязан знать и наличие микрогрупп, и их характеристики,
но  особое внимание должно быть направлено на их лидера. И от того, как командир
сумеет  организовать  воспитательную  работу  с  лидером, зависит направленность
этой  микрогруппы.  Лидеры  бывают  разные,  а  значит,  различны  и  тактика их
поведения,  и  способы  самоутверждения  в микрогруппе. Командир должен помогать
укреплению  авторитета  положительного  лидера. Однако эта поддержка должна быть
без  подчеркивая  его особой роли и статуса, а также своего к нему внимания. Это
следует делать тактично.
Все  это  помогает  командиру  управлять  коллективом.  Умение  командира видеть
коллектив    как    социальный   организм   со   всей   его   сложной   системой
внутриколлективных  связей  обеспечивает  выбор  целесообразных  методов  и форм
руководства. А сила коллектива– в сплоченности.
Каждый  знает немало примеров, когда рядом находятся два подразделения, казалось
бы,  совершенно  одинаковые  по составу людей, их образованию и срокам службы, а
по результатам разные. В чем причина? Причина– в сплоченности коллектива.
В   подразделении  командир  выступает  организатором  взаимоотношений,  которые
складываются   между   членами   коллектива.   Естественно,   он  должен  хорошо
представлять  себе,  как они формируются, проявляются, в чем конкретно поддаются
управлению.  Полезно  знать,  что  вначале  складывается  индивидуальное, личное
отношение  воина  к  окружающим  его  товарищам,  и только потом, уже в процессе
взаимодействия, формируются отношения взаимные.
Командир  должен  очень  внимательно  следить за развитием взаимоотношений между
подчиненными,   учить   культуре  общения,  пресекать  зазнайство,  высокомерие,
исключительность.  Наличие  правильных,  уставных  взаимоотношений между воинами
способствует   сплочению   коллектива  и  качественному  решению  стоящих  перед
коллективом задач.
Взаимные  симпатии, сопереживание успехов или неудач товарища по службе, радости
или  горя,  взаимная  привязанность друг к другу ведут к появлению и дальнейшему
развитию  чувства  войскового  братства  и  дружбы,  взаимной  требовательности,
готовности прийти на помощь в сложной и опасной ситуации.
Успешная   реализация   командиром   (прапорщиком)  воспитательных  возможностей
коллектива  окажет  решающую роль в укреплении состояния правопорядка и воинской
дисциплины, успешному выполнению учебно-боевых задач.
Российские   Вооруженные  Силы  находятся  на  этапе  реформирования.  Важнейшим
направлением  их  преобразования является существенное повышение уровня обучения
и   воспитания   личного   состава.  В  решении  этой  задачи  большое  значение
принадлежит   младшим   командирам.   Без  современного  хорошо  подготовленного
сержанта   трудно   рассчитывать   на   создание   Вооруженных  Сил,  отвечающих
современным требованиям.
Многие  учебно-воспитательные задачи офицер реализует через сержантов и старшин.
Являясь   непосредственными  начальниками,  первыми  учителями  и  воспитателями
личного  состава отделений, расчетов, экипажей, боевых постов, младшие командиры
образуют  ту  основу, на которой создается все дело дисциплинированности, боевой
спайки и боевой готовности подразделений, частей и кораблей.
Обязанности  сержантов  и  старшин  ответственны и весьма разнообразны. Во время
войны  они  организуют  боевую  деятельность своих подразделений, в мирное время
обязаны  обучать и воспитывать подчиненных им солдат, прививать любовь к военной
службе,  к  своему  оружию и боевой технике, учить сберегать их всегда держать в
постоянной  боевой  готовности,  требовать  от  подчиненных  изучения  и точного
выполнения  уставов  ВС,  добиваться  строевой выучки, физической выносливости и
умения  выполнять свои служебные обязанности. Сержанты и старшины обязаны хорошо
знать  своих подчиненных, проявлять о них заботу, поощрять за усердие и старание
в службе, наказывать за нерадивость.
3
ОФИЦЕРЫ - руководители воспитательной деятельностью сержантов.

Все   обязанности   сержантов  и  старшин  прямо  и  непосредственно  связаны  с
военно-педагогическим   процессом.   Более  того,  они  занимают  в  нем  важное
положение:  проводят  многие  занятия  с  солдатами, осуществляют индивидуальную
подготовку  подчиненных,  сколачивание  отделений,  расчетов,  экипажей,  боевых
постов,  выполняют  обязанности  помощников  руководителей  групп  ОГП, помогают
офицерам решать все задачи боевой подготовки.
Направляя   деятельность   сержантов  и  старшин,  офицер  учитывает  их  особое
положение  в  армии.  Сержанты  и  старшины  -  это первые бойцы и в то же время
первые  командиры  и  наставники  солдат.  Они постоянно находятся среди солдат:
вместе  несут  службу,  боевое дежурство, изучают и обслуживают боевую технику и
оружие.  Они  питаются  из одного котла и принимают пищу ха одним столом, вместе
проводят  свое свободное время, разделяют трудности и радости армейской жизни. В
этих  условиях  личное поведение младших командиров является живым и неотразимым
примером  поведения для каждого солдата. Поэтому сержанты и старшины должны быть
хорошо  подготовленными  в  военном  отношении,  иметь  высокие морально-бытовые
качества  и педагогические навыки, уметь делиться опытом со своими сослуживцами,
быть  требовательными  командирами, чуткими товарищами, показывать личный пример
в учебе, службе и поведении.
Все  это требует от офицеров внимательного и заботливого отношения к сержантам и
старшинами,  к  их  подбору,  воспитанию  и  обучению,  оказания им повседневной
помощи в работе с солдатами.
Прежде  всего  важно правильно подобрать людей не должности сержантов и старшин.
Опытные  командиры,  отбирая кандидатов в учебные подразделения и для выдвижения
на  должности младших командиров, обстоятельно изучают солдат, дают им различные
поручения,   которые   позволяют   выявить   их  командирские  и  педагогические
способности,   деловые  качества.  Окончательное  решение  они  принимают  после
обсуждения   кандидатур   с  офицерами.  Такой  порядок  подбора  кандидатов  на
сержантские и старшинские
должности  позволяет  избежать ошибок. Жизнь показывает, что командиры с большой
ответственностью  относятся  к  отбору  кандидатов  на сержантские и старшинские
должности  позволяет  избежать ошибок. Жизнь показывает, что командиры с большой
ответственностью  относятся  к  отбору кандидатов в учебные подразделения тогда,
когда  знают,  что отобранные ими люди после окончания учебы возвратятся в их же
подразделения.
Самыми  трудными  для  молодых  сержантов  и  старшин  являются первые шаги. Как
правило,   психологическую   трудность   составляет   для   молодых   командиров
необходимость  руководить  своими  же  товарищами,  которые  из  равного  с ними
положения  попадают  в подчиненное. Непривычность к такому положению, отсутствие
преимуществ  перед подчиненными в возрасте, жизненном опыте, образовании, боязнь
утратить  товарищеские  отношения  порождает  у  сержантов  и  старшин робость в
руководстве,  понуждает  к нарушению уставных взаимоотношений, ведет к ошибкам в
воспитательной  работе.  На  первых  шагах  младшие  командиры  встречают  много
трудностей  в  проведении занятий, так как не обладают достаточной теоретической
подготовкой  и  методическими  навыками.  Задача  офицеров  состоит в том, чтобы
помочь  сержантам и старшинам обрести командирскую самостоятельность, научить их
уверенно  управлять  подчиненными,  разумно применять свои дисциплинарные права,
проводить занятия методически правильно.
Успех  повседневной практической работы сержанта (старшины) прежде всего зависит
от уровня его морально-психологического состояния.
Вместе  с  тем  успехи  сержантов  и  старшин  как  непосредственных начальников
личного  состава  находятся в прямой зависимости от руководства их деятельностью
со  стороны  офицеров,  воспитания  у  них чувства ответственности за порученное
дело   и   высокой   требовательности  к  подчиненным.  Как  правило,  командиры
подразделений  постоянно  заботятся  о всесторонней подготовке своих помощников,
представляют   им   максимум   самостоятельности   в   работе,  поддерживают  их
требовательность, помогают им исправлять ошибки в работе.
 
Форум » ОГП » ОГП » Основные положения Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: