bublgum | Дата: Суббота, 05.10.2013, 11:51 | Сообщение # 1 |
Капитан
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Статус: Offline
| ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части ТЕМА: «Формы и методы воспитательной работы прапорщика с подчиненными». ВРЕМЯ: 2 часа ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, библиотека. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой сложную и многогранную систему деятельности органов военного управления, воспитательной работы, а также командиров и начальников всех степеней. В воспитании военнослужащих особое место отводится методам и формам воспитания. Особенность их заключается в том, что методы воспитания отражают и реализуют собственно методическую функцию процесса воспитания, а формы воспитания - организационно-содержательную функцию. Методы воспитания реализуются в формах, они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Этим определяется их специфическая роль в воспитательной системе Вооруженных Сил Российской Федерации. Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Следовательно, эффективность и результативность воспитательной работы во многом будет зависеть от умений офицеров и прапорщиков творчески применять методы, правильно выбирать различные формы воспитательной работы в практической деятельности по решению различных задач воспитания военнослужащих. Решение воспитательных задач осуществляется с помощью таких "инструментов", как методы воспитания. В самом общем значении понятие "метод" указывает на определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно, метод воспитания - это совокупность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга. К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся: убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение. Убеждение - это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение - "... главнейшая дорога человеческого воспитания”, - писал К.Д. Ушинский. Убеждать - значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга. При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определённых условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приёмов воспитательных воздействий. Основными средствами (приёмами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы. Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих. Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию. Процесс убеждения - сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них. Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример. "Метод убеждения, - отмечал М.В.Фрунзе, - требует от командного состава гораздо больше чуткости, выдержанности, сознательности и служебных качеств, чем применение методов простых распоряжений и взысканий" (См. Фрунзе М.В. Собр. соч. -М.:Госиздат, 1927, - Т.3. -С. 359). Убеждение осуществляется во всех формах воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи. При проведении воспитательной работы офицеры и прапорщики должны учитывать настроение человека, аудитории. Военнослужащий, находящийся в состоянии озабоченности, раздражения (гнева, печали, горя), может неправильно понять или совсем не понять того, кто ведет с ним разговор. Поэтому перед началом беседы такого человека надо успокоить, выяснить причину плохого настроения, а если нужно, то и оказать необходимую помощь. Намеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благоприятное время. Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапорщиков учитывать особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному военнослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого военнослужащего. Метод примера. Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания. В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности. Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве. Метод упражнения. В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения. Упражнения в воспитании - это такая организация службы, учёбы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения. Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований Законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды. Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина. Поощрение, как метод - это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. Поощрение - это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются: - систематичность поощрения всех категорий военнослужащих; -обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность; - своевременность поощрения как стимул последующей активности воина; - гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших; - широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно. Принуждение - является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников. Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются: принуждение - упражнение; принуждение - условность; принуждение - изменение отношения; принуждение - наказание. Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них: - обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания; - справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения; - важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: "За проступок накажи - забудь”. - своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален; - гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий; - обязательность исполнения объявленных мер взыскания; - сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением; - не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося. Следует отметить, что ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решит всех задач в процессе воспитания. Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих. Форма воспитания - это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие формы воспитания подчиненных: - индивидуальные и коллективные беседы; - различные виды информирования личного состава; - лекции, беседы, доклады; - вечер-чествование и вечер-портрет; - вечера вопросов и ответов; - вечера (дни) знания техники (вооружения); - собрания и совещания с различными категориями военнослужащих; - митинг личного состава; - пропаганда передового опыта; - устный журнал; - тематические вечера, диспуты, викторины, "круглые столы" - с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства; - встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда; - экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы; - проведение Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих; - слет (день) солдатских матерей; - работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности; - День открытых дверей; - занятия в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений; - конференции: научно-практические, теоретические и читательские; - обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д. Рассмотрим организацию и методику основных форм воспитательной работы. Беседа. Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой являются групповая и индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа - это разговор (собеседование) одного лица с другим. Предназначается она для одного человека и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наиболее распространённая форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели. Обобщение опыта проведения подобных собеседований показывает, что успех во многом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. Выделим наиболее важные из них: 1. Тщательность подготовки к собеседованию. 2. Создание непринуждённости беседы. 3. Творческий характер собеседования. 4. Воспитывающий характер собеседования. 5. Нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования. Офицерам и прапорщикам приходится проводить индивидуальные беседы с различными категориями военнослужащих в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причём не всегда можно предвидеть, как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет её результат. Поэтому проведение индивидуальной беседы требует серьёзной подготовки, разносторонних знаний, умения слушать и говорить с людьми и педагогического такта. Практика показывает, что абсолютное большинство военнослужащих, с которыми методически правильно проводились индивидуальные беседы, становятся на путь исправления. Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам их личной дисциплины следует учитывать в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением, отношением к военной службе.
|
|
| |